Более того, в США, как и в других западных странах, нарастает раздражение, связанное с тем, что значительная часть налогов, которые исправно платят добропорядочные граждане, утекает в черную дыру льгот для "бесполезных" групп населения. Это негодование исподволь формирует запрос на решение проблемы. В США уже полным ходом идет работа по изоляции наиболее "асоциальных элементов" и использовании их труда в интересах - нет, не общества, как это пытался в свое время делать президент Рузвельт, загнавший безработных в "трудовые армии", но крупных корпораций.
Сегодня об этом ноу-хау, впервые опробованном во времена Рейгана, можно прочитать в американских газетах. В 37 штатах уже приняты законы, легализовавшие использование труда заключенных частными корпорациями. Среди участников этого проекта замечены такие известные компании, как IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, Dell, Intel, Revlon и другие. Производство организовано в традициях сталинских лагерей, но с соблюдением принципов гуманности. К тому же заключенные получают заработную плату. Правда, размеры ее, независимо от квалификации, зачастую ниже минимума, установленного для данного штата, но на то они и заключенные.
После того как выяснилось, что "тюремный бизнес" приносит неплохую прибыль, в США - на фоне падения уровня преступности - начался рост числа заключенных. Чтобы понять размах происходящего, достаточно сравнить конкретные цифры: в 1972 г. в стране было менее 300 тысяч заключенных, в 1990 – один миллион, сегодня – около двух миллионов. Интересно, что примерно такими же темпами происходила "чистка" социальных низов в России в период "торжества демократии". В течение 1993 - 1996 гг. число заключенных увеличилось более чем вдвое - с 400 до 950 тысяч.
Но вернемся в Америку, где еще в 1980-е был запущен процесс строительства частных тюрем, за счет чего удалось несколько разгрузить изрядно переполненные государственные исправительные заведения. Одновременно стало понятно, что в ряде случаев использовать труд заключенных выгоднее, чем выводить массовое высокоточное производство в страны третьего мира. Наблюдатели уже зафиксировали обратное движение капитала. Так, сборочное производство, ранее располагавшееся в Мексике, переведено в калифорнийскую тюрьму "Сент-Квентин", корпорация Nike возвращает свои производственные площадки из Индонезии в тюрьму штата Орегон.
Более того, тюрьмы начинают конкурировать с американскими заводами. Если верить американским СМИ, на одном из заводов Техаса, производящем комплектующие для IBM и Compaq, произошли массовые увольнения в связи с переводом части производственных площадей в одну из частных тюрем. Разумеется, уволенные рабочие получили выходные пособия и соответствующие льготы. Однако при неблагоприятном стечении обстоятельств часть из них так и не найдут работу, и их семьи пополнят ряды "поколения велфэр".
Картину дополняют уже принятый в ряде штатов закон "трех преступлений", который предусматривает пожизненный срок за совершение трех, даже ненасильственных, преступлений; система взысканий, автоматически продлевающая срок заключения, отмена условного наказания и другие меры. И, наконец, последний штрих: трудовая армия заключенных формируется преимущественно из людей, совершивших ненасильственные преступления. По данным американских СМИ, к этой категории принадлежит 97% из 125 тысяч федеральных заключенных и 66% заключенных штатов.