С годами все больше склоняюсь к той простой мысли, что главной ошибкой европейской цивилизации было...обучение нарождающихся девочек речи. Св.Отцы полагали идеалом женской святости "безмолвную веру". А я, многогрешный, после гендерной и вероисповедной катастрофы 20-ого века, полагаю еще и <i>безмолвную жизнь.</i>
Никакой "женской святости", "женской проницательности", "женского бесстрастия" и "женского ума" как распространенного или хотя бы хоть сколь-нибудь значительного явления нет - это фикция. Есть лишь очень редко встречающийся по нашим временам, увы, тип женщин, которые понимают <i>выгоду молчания</i> и необходимость спасаться подле мужского ума.
Должно осознать: за исчезающе малыми исключениями женщина, почти любая, включая "воцерковленных" (а может быть особенно их) это враг спасения - и своего, и чужого. Осознать это просто - достаточно открыть Святцы и посмотреть сколько там женщин и сколько мужчин. И, соответственно, оценить пропорцию между спасающимися мужчинами и женщинами в ЦН. Мужчин в ЦН будет в пятьдесят-сто раз больше, а редкие женщины будут взяты как исключение. Именно это и следует из знакомства со святцами, что ж. И если кто-то возразит в том смысле, что "святцы не репрезентативны", то спрошу в свою очередь и я: "А что "репрезентативно" для христианина тогда?"
Еще важно помнить: женщина, хотя разумна и обладает душой, духовно не самодостаточна и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, НО ЛИШЬ ОБЪЕМНОЙ ИКОНОЙ ЧЕЛОВЕКА, его одушевленным образом-отражением. Человеком же в подлинном смысле этого слова, в контексте креационизма и онтологии Св.Писания, равно как и святоотеческой антропологии, является лишь тот, кто обладает всей полнотой человечества и в чьем творении не принимал участия сам Человек, т.е. мужчина, Адам. Женщины не обладают полнотой человечества, они вышедшие из кости человека <i>помошники людей</i>, и их отличие от людей почти в том же, в чем икона святого отличается от самого святого (в лучшем случае), или карикатура на человека от самого человека (в худшем). Разумеется, это общее правило, из которого есть и исключения. Но все исключения, включая и саму Божию Матерь, <i>лишь постольку спасаются, поскольку следуют за мужчинами</i> (Божия Матерь, например, за своим Сыном) и учатся у мужчин - подлинных людей. И в этом - доказательство исключительности положения мужчин как учителей, равно как и доказательство вечного ученического статуса женщин.
Мужчина без женщины - полноценный человек. Женщина без мужчины (коим является и Христос) - НЕТ.
Женщина не обладает личностью в ее социальном (т.е. в общественном человеческом) измерении, хотя обладает ипостасью и одушевленной плотью. И любая попытка женщины обрести отдельный от мужчины и самодостаточный социальный статус неизбежно заканчивается уродливыми формами мирского и церковного феминизма.
Плоды Революции начала 20-ого века свободных биороботов в юбках мы пожинаем по сей день - полная расхристианизация, полусемьи и псевдосемьи, тотальное количество разводов, глобальный мужской геноцид, невероятное количество женских по преимуществу сект, феминизированные античеловеческие общественные режимы.
"Свободных женщин" (т.е. не вышедших замуж и не принявших иночество в положенный срок, но делающих мирскую "карьеру" или подвизающихся на приходах на самостоятельных ролях) здоровому человеческому социуму следует по общему правилу рассматривать как общественную патологию, как волков или лисиц в курятнике, как опасных ЧУЖИХ, развращающих добрые нравы, как хищников, крадущих остатки благочестия и разрушающих христианские отношения полов. Как персональных виновниц или наследниц виновниц главной духовной трагедии 20-ого века. Только с таким отношением можно начать восстанавливать по крупицам нормальный христианский человеческий мир.
Какой должна быть идеальная женщина в нашем лучшем из миров, где девочек, так или иначе, с измальства учат человеческой речи?
1. Свободомыслящим образованным существом, способным поддержать разговор как о Плутархе, так и о ядерном синтезе.
2. При всем при этом не открывающим рта и не выходящим из дома без разрешения отца или мужа.
Собственно говоря, русские дворянские дочери и дочери священников именно такими и были.
А антипод этого идеала известен - кухарки, правящие государством. Сурьезные бизнес-леди, по манере одеваться, впрочем, более походящие на стильных офисных проституток. А ныне - полуграмотные, но амбициозные безмужние фемины, завсегдатаи перепалок в ЖЖ и модераторши политических и церковных форумов.