МУЖСКОЙ ФОРУМ МОСКВЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МУЖСКОЙ ФОРУМ МОСКВЫ » Курилка » Матриархат в СССР ч.1


Матриархат в СССР ч.1

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Матриархат в СССР   

В СССР существовал матриархат, но в газетах этого не объясняли. Советский социализм был очень не простым обществом, в котором многое декларировалось, но не выполнялось, а то что выполнялось - никогда не декларировалось. Советские люди знали, что о самом важном нужно догадываться. Но им не приходило в голову усомниться в утверждениях о том, что СССР - патриархальная страна, что женщина до недавнего времени была угнетена. Семейный строй вообще предпочитали не обсуждать, население не знало, что такая постановка вопроса вообще возможна. То же продолжается в наши дни: все проблемы объясняют психологией или... в общем, больше ничем, всё остальное - табу.

Матриархат - это власть матери в доме, семье и обществе. Поскольку все здоровые женщины способны стать матерями и большинство из них рано или поздно становятся ими, отблески власти матери распространяются на женский пол в целом, обеспечивая доминирование женщины в обществе в целом. Это проявляется в тех привилегиях, которые существуют в матриархальном обществе для всех женщин, независимо от их материнства или бездетности, одиночества. Государство или общество, которое обеспечивает женщине такое положение, является матриархальным. Власть матери связана с материнской линией происхождения, включающей право наследования имущества, то есть право владения собственностью (в том числе домом семьи) и передачи её.

Каковы признаки и свойства матриархата? Они понятны из значения греческого слова, состоящего из двух частей: матир (мать) + архи (власть). Если в семье командует женщина, а мужчина подчиняется, то здесь матриархат. Это вопрос того, кто принимает решения, господствует, кто чувствует себя легко и вольготно; а кто исполняет, кого затюкали и сделали слугой-исполнителем. Для того, чтобы понять строй в стране, достаточно выйти на улицу и посмотреть: у кого согбённая фигура, кто тащит за кем сумки и т.п.

Существуют также достаточно чёткие признаки семейного строя (матриархат, патриархат), которые этнографы вывели из наблюдений обществ, стоящих на стадии первобытной общины. О них можно узнать из энциклопедического словаря, или из статьи "Эволюция семьи и матриархата по Моргану" этого сайта. Как мы увидим далее, и эти формальные признаки матриархата можно выявить в современном индустриальном обществе. Нужно учитывать, что свойства в любом явлении (например, в болезни) проявляются индивидуально - с разной интенсивностью, в разных комбинациях; какие-то свойства проявляются сильнее, а другие мало выражены. Это и определяет индивидуальность каждого случая. Педанты не могут этого понять, потому часто можно встретить мнение, что если все до единого признаки матриархата не встретились, то это не он. Или же говорят, что матриархата в чистом виде не существует. А что в этом мире существует в чистом виде?

Признаки матриархата, традиционно считающиеся основными, как они проявлялись в семьях в СССР
1. Счёт происхождения детей по материнской линии, наследование по материнской линии (матрилинейность)
Это свойство объясняется характерным для матриархата промискуитетом, беспорядочными половыми связями, групповым браком, когда мать допускает к себе последовательно разных приходящих мужчин, и определить от какого мужчины ребёнок невозможно.

Что в СССР беспорядочные половые связи существовали и велась напряжённая половая жизнь как на работе, так и вне её - не большой секрет. Тот, кто жил в СССР, знает, что происходило, когда мужчины или женщины ездили в командировки, на турбазы, на курорты. Существует и более объективный показатель - одно из первых мест в мире по количеству абортов, которому, как известно, предшествует половая связь. Пик абортов пришёлся в СССР на 1964 год, когда было учтено около 5,6 млн. абортов, сделанных в медучреждениях (см. сайт "Демография России").

Не все женщины склонны к откровенному разврату, но матриархальный строй сильнее и определяет их поведение. Существовал институт разводов - тот же групповой брак, только осуществляемый последовательно. При разводе (и это предусмотрено законом) связь между супругами не должна прерываться, бывший муж обязан участвовать в жизни материнской семьи (мать с ребёнком, в 99-90% случаев разводов ребёнка оставляли матери), поддерживать материально, участвовать в воспитании ребёнка. При этом мать была свободна и могла принимать других мужчин или вступить в следующий брак. Что это, как не групповой брак? Разводы в СССР были распространены с 1966 года примерно так же широко, как сейчас.

        Счёт происхождения по матери виден из действовавших норм, регулировавших рождение и регистрацию ребёнка, по которым факт рождения ребёнка и его происхождения следует единственно из факта родов в мед.учреждении, официально и документально удостоверяемого медиками. Мужчина исключён, вторичен.1 Происхождение ребёнка определялось от родившей женщины, роды происходили в присутствии уполномоченных на удостоверение происхождения государственных врачей (поскольку проводились в роддоме).2 Затем ребёнок оформлялся в ЗАГСе (на основании документов, выданных в роддоме). Отцом ребёнка автоматически считался муж данной роженицы, состоящий в официальном браке с ней. Было принципиально не важно, зачат этот ребёнок от официального мужа или от кого-то ещё, не важно, есть ли вообще муж у роженицы. Если женщина родила вне зарегистрированного брака (мать-одиночка, пользовалась привилегиями наподобие выделения квартиры вне очереди), то мать объявляет отца ребёнка (при регистрации ребёнка). Внебрачный отец мог отказаться, и тогда закипала судебная тяжба или начиналось моральное давление, с привлечением общественности, парткома, месткома и т.д. Официальный муж нужен был лишь как подспорье в домашнем хозяйстве, и с этой точки зрения он, конечно, был для женщины и её ребёнка желателен, но только с этой. Воспитание государство возлагало на мать, муж как воспитатель государством вообще игнорировался. Женщины также старались отстранить ребёнка от влияния отца, брали инициативу в воспитании ребёнка в свои руки и очень ревниво оберегали своё главенство в этом вопросе (на этой почве происходило много скандалов в семьях). Для матриархального строя это логично.

Как умные девочки должны использовать мальчиков. Поучительный комикс из журнала "Чиж", 1936г., тираж 75000.
(Картинка - с этой страницы)
        Фамилия по мужу - дань прежним временам, формальность, призванная не раздражать мужчин, ввести их в приятное заблуждение относительно своего главенства в семье. Как известно, в матриархальном обществе Nair в штате Керала на юге Индии также фамилия ребёнка происходила не от фамилии матери, а от дяди матери. Фамилия по мужу - не обязательная норма, в законе о семье было оговорено, что супруги могут принять фамилию любого из них или оставаться каждый со своей.

Наконец, право матери на ребёнка отражается в факте передачи совместно зачатого ребёнка матери при разводе, игнорировании прав на ребёнка мужа. Согласно статистике (по разным источникам) от 90 до 99% разводов сопровождались передачей ребёнка матери. В докладе С.Ю.Рощина "Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин" приводятся данные микропереписи населения 1994 года в России: "Неполные семьи составляли 17% всех семей с детьми. Причем доля материнских неполных семей с детьми составляла 90% от всех неполных семей, где проживает один родитель с детьми, а отцовских – 10%".3

Наследование детьми имущества по материнской линии в СССР не могло состояться полностью (имеется в виду наследование всего имущества семьи), так как равенство полов в браке считалось важной целью государства. Эта цель служила основанием для постоянной борьбы за улучшение положения женщин и таким образом - для укрепления матриархата. Поэтому законом было установлено, что дети наследуют только половину имущества семьи по материнской линии. Впрочем, наследование всего имущества по материнской линии - не обязательная черта матриархальной семьи, такой порядок наследования если и существовал, то только на начальных стадиях первобытной общины. В матриархальных обществах на стадии большего материального развития муж имел отдельное имущество (например, орудия производства), которые матери и её детям не принадлежали и ими не наследовались.

Имущество семьи в СССР имело несколько противоречивый статус. Оно было совместной собственностью супругов, но в экстремальных случаях могло делиться - при разводе, при определении доли в наследстве. Одновременно с этим крупное имущество могло "регистрироваться" на одного из супругов по их договорённости (машина, дача). Могло быть получено в подарок и тогда совместной собственностью не считалось. С точки зрения детей в советской семье наследство они получали от обоих родителей, но с точки зрения матери они полностью наследовали её долю имущества, то есть наследование по материнской линии было, мать передавала половину имущества семьи (не обязательно ею заработанного, может быть, заработанного её мужем, но перераспределённого в её пользу справедливым советским законом) как сыновьям, так и дочерям в равных долях. Наконец, не нужно забывать о варианте, когда ребёнок прижит матерью не от официального мужа. Тогда наследство он получит от своей матери, а от фактического отца не получит ничего; вероятно, и знать о нём не будет. Такие случаи в современной продвинутой семье - не редкость. Существует статистика по США: при проведении тестов на родительство обнаруживалось, что в 20-30% случаев дети происходят не от тех отцов, от которых считается их происхождение, о чём официальный муж не подозревает. По СССР, естественно, такой статистики не могло быть из-за отсутствия тестирования на родительство.

Подход к браку со стороны женского пола в СССР выражает такая типичная фраза: "Я хочу выбрать себе такого мужа, чтоб он мне нравился, и родить от него себе ребёнка". В патриархальном обществе девушки думали бы по-другому: "Надеюсь, что меня выберет хороший жених (или сосватают родители) и я ему рожу сына (наследника)".

Матрилинейность - это то, что Морган и Бахофен называли словом гинеократия (материнское право), а Жозеф-Франсуа Лафито - гинекократия. Гинеократию Бахофен и Морган определяли как происхождение детей по женской линии и развившееся со временем соответствующее право наследования. Матриархат и гинеократия - синонимы.

В современных семейных кодексах России, Украины повторяются советские положения: происхождение ребёнка по матери, отцовство - по факту регистрации брака с женщиной-роженицей. Вот цитата из Семейного кодекса РФ:

"Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей
Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
Статья 48. Установление происхождения ребенка
1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств...
2. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке."

И хотя признаётся, что отцовство может быть оспорено, понятно, что реальных механизмов для этого нет. В кодексе Украины то же изложено другими словами, но есть очень характерная статья:

"Статья 124. 1. Если ребёнок родился до истечения 10 месяцев со дня прекращения брака ..., но после регистрации повторного брака его матери с другим лицом, считается, что отцом ребёнка является муж его матери в повторном браке."

Это яркое выражение матриархальной, матрилинейной направленности брака, оставшегося в СНГ после СССР.

2. Матрилокальность - проживание супругов в семье или доме жены, тёщи, выбор места проживания семьи женой.
Этот признак матриархата был выражен в СССР не ярко. В условиях переселения в города массы сельского населения многое зависело от жилищных условий и выделения квартиры предприятием. Но существовало такое понятие как идти в приймы, то есть жить в доме жены и её родителей. Выбор места проживания также часто определялся женой, например, когда молодые специалисты получали распределение, и жена считала себя вправе требовать ехать в тот город, который нравился ей или оставаться в её городе рождения. При этом, конечно, жена считала себя важнее мужа. Если муж (или жених) не соглашался, помолвка или брак могли расстроиться - в СССР это было просто.

Смысл обращения внимания на признак матрилокальности - в том, что он указывает на благоприятные условия для доминирования в семейной жизни жены, а не мужа. Родственники жены могут оказывать жене поддержку против её мужа в тех или иных вопросах и конфликтах, родственники жены очень эффективно могут усиливать позиции жены и подавлять её мужа4. Дом (основное имущество семьи), принадлежащий жене, - лучшее напоминание мужу, что он в семье "бедный родственник". При патриархате бывает типичной ситуация, когда муж забирает жену в место проживания своего рода, отрывает жену от её родственников с тем, чтобы они не вмешивались в семейную жизнь. Но такая ситуация не была типичной для СССР. Даже проживание семьи на, казалось бы, нейтральной территории - вдали от родственников мужа и жены - в условиях не нейтрального к семейной жизни и полам государства, поддерживающего женщину и матриархат, означало для мужа фактически "матрилокальность" со всеми её последствиями - в семейную жизнь вместо тёщи могло вмешиваться государство.

В матриархальной семье дети матери, рождённые от разных мужчин, считаются детьми семьи (и автоматически - законными детьми её нынешнего мужа) и проживают вместе с матерью. Такое может происходить в результате супружеских измен (с которыми муж вынужден мириться и которые закон никак не осуждает), в результате разводов, в результате которых дети в подавляющем большинстве случаев остаются при матери. Такой порядок также виден в неполных материнских семьях, где живут мать с детьми, а муж отсутствует. (Список европейских стран и регионов России, где значительная часть детей рождается вне брака, см. на этой странице).

3. Распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью, собственность на имущество.
То, что в СССР жена распоряжалась имуществом и доходами семьи - факт общеизвестный, все знали, что муж должен зарабатывать, а жена - тратить. Официально считалось, что право собственности на совместно нажитое имущество между супругами делилось поровну. Однако, границы этого раздела никто практически определить не мог вплоть до развода, при котором вдруг обнаруживались большие непонимания и споры между супругами относительно своей собственности. Доминирующее положение в семье и обществе женщины делали позицию мужа слишком слабой, и эта норма закона оставалась благим пожеланием, что не было секретом ни для кого.

Распоряжение главы семьи её экономической деятельностью включает в себя распределение работ между подчинёнными членами семьи (дети, супруг, другие родственники), а также отбирание средств, заработанных членами семьи, аккумуляцию их в своих руках и последующее распределение по своему усмотрению на нужды членов семьи. При патриархате этим занимается отец-глава семьи, при матриархате - мать. В СССР мать-глава семьи раздавала наряды на работы мужу и детям, а также отбирала заработанное. Последняя функция была настолько известна, что стала содержанием многих анекдотов. Муж, получив зарплату, не имел права её держать у себя, а должен был отдать жене. Вот картинка из жизни северной русской деревни, описанная писателем-собирателем фольклора во второй половине 20 столетия в СССР; здесь мать отбирает деньги у сына:

"Я увидел на Севере прелестные, неожиданные для меня вещи. Когда парень, который перевозит нас через реку, денег в руки не берёт, отказывается: "Матке отдайте". А через пару часов он на этой же лодке отправляется на 4 дня вдоль берега Белого моря собирать ягоды". (Цит. по: Литературная газета №45, 2007, стр. 6, статья "Он всё делал всерьёз")

Конечно, это не означает, что мать всегда единолично распоряжалась средствами семьи, в каждой семье по-своему складывались отношения господства и подчинения. При чтении этого эпизода стоит также обратить внимание на противоречие между идеологией, утверждавшей, что семья в СССР не составляет хоз. ячейки, и реальностью, в которой сов. семья продолжала вести хоз. деятельность: зарабатывали, подрабатывали, строили себе дома, разводили скот, садили огороды...

Создавая с женщиной семью и прописывая её в своей квартире, муж не понимал, что отныне его квартира переходит в фактическую собственность его жены и её детей, что явно проявится при разводе, когда жена его вытеснит на улицу. Механизм такого явления, наверное, впервые раскрыт в статье "Типы семей и демографическая политика в России" А. Синельникова на сайте Demographia.ru, там убедительно пояснено, почему при разводе "на практике квартиры целиком достаются бывшим женам и детям".

Каким образом было достигнуто господство (доминирование) женщины? Для этого советское государство неутомимо работало начиная с 1917 года.

Плакат "Долой кухонное рабство!"
       
История матриархата в СССР
С первых лет существования СССР государство провозгласило своей целью улучшение положения женщины, признало её угнетённым классом, а мужчину - угнетателем. Товарищ Ленин В.И., руководитель нового государства, определял задачи женского движения (женское движение или feminine movement - это и есть феминизм, который буквально можно перевести как "женщизм") в речи на конференции феминисток. Он указал на сделанное властью для переворота в положении женщины.

"Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне."
(В. И. Ленин. "О задачах женского рабочего движения в Советской республике". Речь на IV московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. XXX, стр. 23.)

Государство открыто объявило себя феминистским. На этой стадии речь идёт о равноправии полов, но это только начало.

Интересно сравнить большевицкие заявления об угнетении женщин мужчинами в царской России с реальным положением, которое подробно разобрано в статье "Была ли Россия до 1917 года патриархальной страной?".

В "женском вопросе" больше мифов, чем правды. Но она, по-видимому, никого не интересует. Страдания женщин, если они и были, и тогда, как и сейчас, не превышали страданий мужчин, которые находились в худшем положении и подвергались большей эксплуатации, чем женщины.

Советская сегрегация полов, идеология создания привилегий одному из полов ведут происхождение из времён царской России. "Демонизация" мужского пола, перманентная презумпция виновности его - также оттуда. Он доминирует - зверь, смирить его; над ним доминируют - сам виноват, зачем послушался и смирился; его бьют по щеке - он должен подставить другую; бьют по щеке женщину или государство - он должен подставить свою третью щёку вместо них. Смирять свою природу (порочную и зверскую) - и быть достаточно сильным, чтобы выдерживать нагрузки, которые на него изволят навалить. В глазах некоторых мужчина отвечает за всё и всегда виноват...

В 1919 году в программе РКПб указывалось, что большевицкая партия не будет ограничиваться формальным законодательным признанием равноправия женщин, а будет стремиться к большему - освобождению женщины от домашнего труда, от быта, вовлечению её во все сферы нового общества. В отношении мужчин партия помалкивала: было понятно - если освободить женщину от домашнего труда, то этот труд придётся на кого-то переложить, и этот кто-то автоматически остаётся мужчина. Не удивительно, что вскоре мужчина стал исполнителем и дом. работником под началом у жены (от основной работы на предприятии или в учреждении его никто не освобождал, естественно). Всё логично. Вот только рожать он так и не научился... Если до революции 1917 г. в стране было только 10% женщин-врачей, то в 1968 г. стало только 28% мужчин-врачей. Можно долго перечислять плоды усилий по перемене ролей полов в стране...

С первых лет советской власти были приняты новые законы о разводе и о внебрачном ребенке, о праве женщины на иск к отцу ребенка для его обеспечения. Они означали женскую вседозволенность, разрушение традиционной семьи, введение материнской семьи и закрепощение мужчины с помощью того, что называется "алиментами". В 1926 г. в "Кодекс о семье" было внесено положение о необязательности законной регистрации брака, брак признавался таковым по самому факту сожительства мужчины и женщины.

Развод давался по первому заявлению одной из сторон, отцовство устанавливалось на основании заявления матери:

"Наша судебная практика ...возлагала ответственность на всех ответчиков, предоставляя женщине взыскивать с каждого... кого укажет истина, того и суд признает отцом (смех)". (Цит. по: И.Р.Шафаревич. Социализм. М., Сов. писатель, 1991, стр. 314)

В таком игривом тоне, отождествляя женщину с истиной, описывал судебную практику в своём выступлении на ВЦИК XII созыва, второй сессии, в Москве в 1925 г. нарком юстиции Курский.

Статистика, приводимая в книге: Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи. Минск, 1929, свидетельствует о резком уменьшении числа заключаемых браков в Европейской части СССР за короткий период 1924-25 гг. - с 1140 до 980 браков на 100 тыс. населения.

Отношение к институту семьи в первое десятилетие после захвата власти в стране коммунистами

В отношении института семьи партийное руководство страны заняло враждебную позицию. Коллонтай A. M., главная по женскому вопросу в партии большевиков в начале 1920-х, заявляла:
"Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата…" [Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции хозяйства. - Лекции, прочитанные в Университете имени Я.М.Свердлова. М., 1923. Стр. 87]
"Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и этим затрудняет строительство коммунизма". [Коллонтай А. М. Тезисы о коммунистической морали. - Коммунист. 1921. № 12. Стр. 29]
"Теперь, при переходе к социализму, домашнее хозяйство является вредным пережитком старины", "семья как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства должна быть признана не только беспомощной, но и вредной" [Коллонтай A. M. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919. Стр. 23-25].

И.Ф.Арманд, предшественница Коллонтай на посту заведующей женотделом ЦК РКП (б), умершая в 1920-м году, била в ту же точку:
"Сугубые мещане хотели сохранить семью. Но речь идет о революции самого института семьи. Ибо нельзя провести всеобщей трудовой повинности, не освободив женщину от печного горшка" [Арманд И. Ф. За социальную переделку быта. - Работница. 1920. № 4. Стр. 3]. А также: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами, с тем, чтобы имеющиеся средства и силы бросить для устройства общественных учреждений, которые упразднят семейный быт" [Цит. по: Семейная политика в СССР. М., 1997. 196 с.].

Как видим, эти высказывания повторяются независимо от личности руководителя, следовательно, представляют собой политическую линию. Это не удивительно, так как ещё в XIX ст. Ф.Энгельс, непререкаемый авторитет для коммунистов, предсказал в своей работе "Происхождение семьи...", что "в будущем социалистическом обществе... должна отмереть и семья". Поскольку коммунисты в России должны были доказать всему миру, что они строят не что-нибудь, а социализм, они пунктуально внедряли все теории Маркса и Энгельса в практику.

Место семьи, по убеждению коммунистов, должен занять трудовой коллектив и отношения товарищества внутри прогрессивного класса пролетариата. Вместо мещанского быта - общежития, общие столовые, детсады и ясли, общие прачечные. Новые дома строились в виде общежитий, без кухонь, с одним общим туалетом, жильцы должны были питаться в столовых. Такие дома до сих пор стоят в Харькове в районе ХТЗ, это не миф.

Однако, по цитатам из статей и книг 1920-х годов, изданных в России, нельзя судить, насколько широко практически распространился коммунистический эксперимент, насколько был успешным. Есть основания полагать, что новое, к счастью для населения, внедрялось со скрипом, и традиционная семья в основном оставалась.

В 1924 году известный идеолог тех лет по половому вопросу Залкинд А. Б. замечает в своей брошюре: "Одной из предпосылок ему служило, между прочим, и то соображение, что в переходный период революции семья ещё не погибла". [Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата. - Брошюра "Революция и молодежь", изд. Коммунистического Университета им. Я. М. Свердлова, 1924.]

Какое отношение к матриархату имеет политика фактического уничтожения семьи? Самое прямое. С одной стороны, предполагают уничтожение "буржуазной семьи", то есть обычной семьи, которая была на самом деле не только при "буржуазном строе", но и при феодализме, и в примитивных обществах на поздних стадиях развития. С другой стороны, прекращения деторождения не ожидают, наоборот, озабочены "евгенированием" ("у революционного класса, спасающего от погибели все человечество, в половой жизни содержатся исключительно евгенические задачи, то есть задачи революционно-коммунистического оздоровления человечества через потомство" [Залкинд А. Б. Двенадцать половых...]). В таком случае, где будут рождаться дети? Очевидно, вне семьи, в коллективе, в результате пролетарского промискуитета, группового брака, как это делается у дикарей или в стаях бродячих собак на улицах городов. Рождённые в результате "свободной любви", такие дети будут материнскими.

Коммунисты вполне сознательно шли на создание дефицита простейших бытовых товаров - они были очень озабочены уничтожением семейного быта, хозяйственной функции семьи, в которую включалась даже готовка еды, стирка, глажка белья, не говоря уж о производстве семьёй товаров на продажу. Подруга Ленина Арманд не случайно писала: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами". Да, действительно, вплоть до 1960-х годов страдали: для молодожёнов проблемой было так сразу, когда понадобилось, купить обычную сковородку, чайник... Всё это покупалось всю жизнь по случаю, передавалось от родителей детям... Но о том, что чугунная, лучшая по своим свойствам в сравнении с другими материалами, сковородка была неизвестна в СССР, должны знать и современные люди, выросшие в сравнительной роскоши: чугунные сковородки появились в продаже только в середине 1990-х годов. Вообще же выпуску товаров народного потребления в СССР стали уделять какое-то внимание только в 1960-70-е годы, когда перестали бояться "буржуазности", но и тогда сохранялись недостатки многих товаров, а реликты прежних времён, такие как академик Амосов, продолжали обличать потребительство, мещанство, продолжали призывать к сознательности и аскетизму.

Впоследствии отношение власти к семье в СССР изменялось, уже в 1930-е годы, о чём подробнее сказано здесь: "Л.Д.Троцкий о семейной политике", но допущение элементов "буржуазности" не могло искоренить ту базу, которая была заложена в самом начале существования этого государства. Разные "линии" отношения к семье продолжали существовать, вступая друг с другом в противоречие.

Лучше 1 раз увидеть... Художники той поры запечатлели типы людей и сценки с их участием.

Б.М.Кустодиев. Матрос и милая. 1921

Б.М.Кустодиев. Матрос и милая. 1920

В. Лебедев, из серии "Панель революции"
То, что надо! 1923

Трое. 1922
       
Промискуитет

Что на этом фоне происходило с женщинами и мужчинами в первые годы после революции в общем остаётся неизвестным, но по отдельным деталям, которые встречаются там и сям, можно судить. Интересный обзор - в книге И.Р.Шафаревича "Социализм как явление мировой истории", в главе "Воплощение социалистического идеала. - Семья". Здесь говорится о коммунах, призывах к свободной любви, разрушении семьи, росте сожительств и их следствии - росте детской "беспризорщины". Глава завершается цитатой из выступления участника Всероссийского исполкома (1925г.):
"...если мы пойдём таким путём, я опасаюсь, мы всю Россию превратим в сплошной всенародный брак".

В стране процветала "любовь" за деньги или иные услуги - проституция:
"Как явствует из намеченной выше беглой картины, положение борьбы с проституцией в Советской России печальное: борьба, в сущности, только начата. ... Голод и всеобщая скудость, невежество и унаследованная от прошлого пассивность, слабая способность к организации и мещанский дух еще долгие годы будут омрачать русское небо. С этим вместе долго еще будет разъедать тело и душу страны проституция — но все же, повторяем, условия для успешной борьбы даны в современной России." [Василевский Лев Маркович, Василевская Лидия Абрамовна. Проституция и новая Россия. Тверь, 1923]

Продолжался характерный для всех классов России промискуитет (в быту называемый развратом), усугубляемый пьянством и вседозволенностью низших слоёв населения, созданной социализмом. Начало этой вседозволенности знаменитый в своё время писатель И.А.Родионов в повести "Наше преступление" (СПб., 1909) относит ко времени реформ 1860-х годов, которые были годами прихода в Россию социализма (земство, т.е система демократии в городах и на селе, т.е. социализм).

В 1920-х комсомол упражнялся в насаждении половой распущенности.

"Нам сообщают из Бийского уезда (Сибирь), что там комсомольцы не пользуются почетом у крестьянства только потому, что эти комсомольцы, вместо того, чтобы поднимать общий культурный уровень деревенского молодняка, занялись пропагандой "свободной любви".

Насколько велик уклон некоторых товарищей в сторону форсирования полового вопроса, указывает хотя бы такой факт. Ячейка ВЛКСМ литейного цеха Людиновского завода (Брянская организация) постановила по докладу "О половых сношениях" следующее: "Половых сношений нам нельзя избегать. Если не будет половых сношений, то не будет и человеческого общества". Под видом сохранения "человеческого общества" ячейка ВЛКСМ литейного цеха выносит категорические резолюции о необходимости половых сношений".
[С. Григоров и С. Шкотов. Старый и новый быт. М.-Л., Молодая гвардия, 1927]

""Не прелюбы сотвори" – этой заповеди часть нашей молодежи пыталась противопоставить другую формулу – "половая жизнь – частное дело каждого", "любовь свободна", – но и эта формула неправильна. ...Пролетариат имеет все основания для того, чтобы вмешаться в хаотическое развертывание половой жизни современного человека. ... Половая жизнь перестает быть "частным делом отдельного человека"... и превращается в одну из областей социальной, классовой организации".
[Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата. - Брошюра "Революция и молодежь", изд. Коммунистического Университета им. Я. М. Свердлова, 1924.]

Половая распущенность молодёжи вызывала беспокойство властей страны. Об этом беспокойстве можно судить по цитатам из ряда статей и брошюр тех лет. Так, вся статья Залкинда, цитированная ранее, посвящена проповеди необходимости ограничения половых связей в социалистическом обществе, поскольку излишняя трата сил на половые развлечения снижает трудовую активность пролетариата на производстве, ослабляет борьбу за построение нового общества.

Равноправие

О женщинах, воевавших в составе банд в годы революции 1917-21 можно узнать из лучшей книги о гражданской войне - романа А.Весёлого "Россия, кровью умытая". Мирные женщины не отставали от бандиток - в том же романе казачки убивают военных мужчин, попавших в казачью станицу. В одном из романов К.Федина есть упоминание о случае, когда разъярённые дамы закололи зонтиками красноармейца. Советский публицист Ф.М.Бурлацкий сообщает в книге "Мао Цзе-Дун" о своих родителях, что "мать была дочерью деревенского кузнеца и успешно воевала в составе боевых отрядов большевиков, а отец – потомственный интеллигент, успевший не только закончить гимназию, но и два курса консерватории".

Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР:

"Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов".

"Да здравствует равноправная женщина СССР!". Плакат 1938 г. Обратите внимание на мужеподобную внешность и казачью причёску женщины справа.
        Фактически в статье сталинской конституции идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не говорится об охране интересов отцов и ребёнков, ни слова о помощи одиноким отцам. В первых же заявлениях советской власти звучало противопоставление мужчин женщинам, и такое противопоставление закреплено в конституции: упорно избегают говорить о правах родителей, о помощи родителям, но настойчиво сегрегируют женский и мужской пол и противопоставляют их. К тому же тон статьи в смысле защиты прав женщин от мужчин был излишним: рядовые мужчины в СССР и без того не имели возможности покушаться на "оплату труда, отдых, социальное страхование и образование" женщин в условиях, когда всё в стране было огосударствлено и человек был лишь винтиком, от которого мало что зависело.

Декларации не оставались пустыми словами, а подкреплялись материально. Была создана огромная система охраны здоровья женщин, система акушерско-гинекологических учреждений и т.п. (она существует и поныне). Женщины пользовались равным с мужчинами избирательным правом (Статья 135 Конституции СССР), равным доступом к образованию, государственным и выборным должностям. Женщины наравне с мужчинами трудились в промышленности, науке, расценки труда были одинаковыми для всех полов, и зависели только от квалификации. Законодательство в СССР не допускало никакой дискриминации женщин. В стране функционировали женские организации, женотделы в составе парторганов в областях и городах, мужских организаций не было, что само по себе уже было дискриминацией мужчин.

0

2

Leo написал(а):

При публикации указывайте источник и автора.

ок..просто  забыл)))
http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/matriarhat-v-SSSR.htm

0


Вы здесь » МУЖСКОЙ ФОРУМ МОСКВЫ » Курилка » Матриархат в СССР ч.1