Культурные наслоения и компенсационные механизмы.
"Выбирая богов - мы выбираем себе судьбу".
Вергилий
«Мама называла меня магнитом для неудачников.
Как только поблизости оказывался неудачник,
я влюблялась в него по самое не могу»
Реплика Вивиан из фильма «Красотка»
Итак, перед нами растущее племя. Посмотрим, чем оно отличается от отдельной семьи.
Попробуем угадать для начала, откуда осуществляется руководство любой системой. Из ее центральной, самой ценной части или из расходной внешней части? Откуда, например, осуществляется управление частями вашего персонального компьютера? Из картриджа принтера? Или все-таки материнская плата с процессором всем управляет? Угадали? Очень хорошо! Так вот, в нашем первобытном племени все то же самое. Оно подчиняется нуждам центральной, репродуктивной, части, то есть женщин, и ими же управляется. А как же вождь и совет старейшин? Хороший вопрос. Вождь выбирается из молодых и сильных охотников. Он руководит отрядом на охоте или в бою, на нем - лишь тактическое руководство в сфере мужской компетенции во время взаимодействия племени с окружающей средой. Мудрые старейшины управляют племенем на совете, на них стратегическое руководство. Но у каждого из них есть жена. И уж если жена вождя простонала во время секса, что мечтает о шкуре леопарда, то будьте уверены - вождь поведет свой отряд загонять кабана именно в тот район, где водятся леопарды. Чтобы при случае порадовать жену. И если жены старейшин, встретившись у ручья, решат, что детям будет веселее играть камушками на берегу реки, то мудрые старейшины на совете примут решение перенести летнее стойбище к реке потому, что там можно ловить рыбу и охотиться на зверей на водопое. Кстати, вы никогда не задумывались, почему на руководящие должности принято назначать, прежде всего, женатых мужчин? Более того, это должен быть «хороший семьянин». Правильно! Потому, что он должен быть управляем женщиной, подконтролен через нее всему женскому сообществу. Подобную систему отношений в чистом виде можно наблюдать в современном мире в структурах, копирующих иерархию древнего племени, например, в изолированных военных гарнизонах, где жена командира является некоронованной королевой, решающей большую часть социальных проблем. Женщины гарнизона предпочитают обращаться не в официальные органы, а к ней лично. Так - эффективнее. Таким образом, женщины образуют в обществе дополнительную, горизонтальную «ветвь» власти. Причем, женское сообщество не имеет такой ярко выраженной иерархической структуры подчинения, как мужское. Хотя конечно, статус женщины зависит от статуса мужчины, которого она контролирует. Между женщинами существует также конкуренция и конфликты. Но для женщин важно не столько выяснять, кто из них главнее, сколько заставить мужчин племени обеспечивать их и детей. Поэтому они поддерживают друг дружку и мигом объединяются против мужчин, когда дело касается их общих женских интересов, это явление называется корпоративной женской солидарностью.
Рис.8. Иерархическая пирамидальная структура отряда воинов.
Рис.9. Половые подструктуры пирамидальной иерархии небольшого племени.
Чем больше и могущественнее становится наше племя, тем в большей безопасности чувствуют себя женщины, тем надежнее легче и сытнее их жизнь, и как следствие, тем меньше они чувствуют страх перед окружающим миром, тем сильнее их доминирование, и тем шире распространяется оно на всю жизнь племени. В конце концов, вождь ощущает конкуренцию, противодействие своей власти. Например, вождь собирает отряд воинов на охоту, а жена не отпускает своего мужчину, ей нужно, чтобы муж помогал по хозяйству. Или воин вместо того, чтобы быть максимально собранным в бою с врагами, переживает по поводу семейного скандала с битьем глиняных горшков, который закатила ему жена. Все это актуально и сегодня. Любой современный руководитель сразу поймет, о чем здесь речь. Всегда приходится учитывать влияние на подчиненного его женщины. Да вот хоть вспомним известную песню В. Высоцкого.
Полчаса до атаки. Скоро снова вод танки.
Снова слушать разрывов концерт.
А бойцу молодому передали из дому
Небольшой голубой треугольный конверт.
И как будто не здесь ты, если почерк невесты
Или пишут отец твой и мать.
Но случилось другое. Видно, зря перед боем
Поспешили солдату письмо передать.
Там стояло сначала: «Извини, что молчала,
Ждать не буду». И все. Весь листок.
Только снизу приписка: «Уезжаю не близко.
Ты ж спокойно воюй и прости, если что».
Вместе с первым разрывом парень крикнул тоскливо:
«Почтальон, что ты мне притащил!
За минуту до смерти в треугольном конверте
Пулевое ранение я получил».
Он шагнул из траншеи с автоматом на шее.
Он разрывов беречься не стал.
И в бою над Сурою он обнялся с землею
Только ветер обрывки письма разметал.
В данном примере мы видим, что в связи с воздействием женщины на мужчину армия потеряла солдата. То есть мы видим, что женщина, не обеспечивающая мужчине ощущение тыла, фактически сработала как вражеский солдат. Не в интересах победы, а наоборот. Вряд ли командир был доволен смертью своего бойца.
Естественно, наш вождь крайне не заинтересован в том, чтобы его отряд терял боеспособность в результате влияния на мужчин их женщин. Однако на сплоченное женское сообщество воздействовать трудно. Поколотить чужую женщину – нельзя по понятным причинам. Чуть какой конфликт – сбегаются со всего стойбища и подымают гвалт, не рад будешь, что связался. Еще и мужчин своих накрутят, науськают против вождя. А ее мужчина, попавший под женино доминирование - сам ее боится. Что делать? И вот тут оказываются весьма кстати совет старейшин и шаман. Старейшины с низким гормональным фоном мудры, то есть уже в значительной степени не подконтрольны женскому сообществу, и силой своего авторитета могут надавить на женщину. Они знают, как жили предки, они хранят обычаи племени. Шаман же может сказать ей, что она прогневила богиню домашнего очага своим недостойным поведением, да и духи предков ей тоже очень недовольны. А все знают, что с богами и духами шутки плохи. Это тебе не вождь, с которым в детстве вместе в камешки играли. Понятно, что за поддержку шаману и старейшинам нужно будет выделить по жирному куску мяса после охоты. Но это не проблема, если отряд охотников сплочен, и каждый охотник собран и проворен. Добычи будет много.
Таким образом, возникли основные компенсационные механизмы, противовесы матриархату – культурная традиция и религия. И в результате естественного отбора в борьбе за природные ресурсы и конкурентной борьбе с соседями выжили только те общества, в которых эти компенсационные механизмы были достаточно сильными, чтобы обеспечить баланс сил внутри общества. Как только компенсационный механизм переставал справляться – женщины подминали мужчин, воспитывали мальчиков не как сильных воинов, а как свою прислугу, общество скатывалось в матриархат, деградировало и погибало под дубинами, каменными топорами, а позднее - мечами сильных мужчин соседнего общества со сбалансированной (т.н. «патриархальной») системой. Ярчайший тому пример – Римская империя. Ее не спасли ни ее богатство, ни отлаженная совершенная по тем временам военная машина. Благополучие и безопасность породили матриархальный уклон, а традиционная религия с ним не справилась. В результате – ослабление мужчин, падение рождаемости и гибель под мечами варваров. Жрецы древних языческих богов были не в состоянии противостоять матриархальной тенденции.
Марк Катон Старший писал: "Везде мужи управляют женами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен".
Именно этим была вызвана необходимость в тот исторический период в религии с более эффективной системой устрашения - христианства и его последующий расцвет. Именно с этим связано быстрое усиление и разрастание христианского мира. Именно с этим связана цикличность развития этносов, описанная Гумилевым в его книге «Ритмы Евразии». Матриархальный уклон в развитии – основная причина снижения пассионарности этноса. Именно этот процесс мы видим сегодня как угасание европейской цивилизации, вымирание этнических европейцев, замещение их выходцами из других этносов.
Такие же явления, как монашество и обет безбрачия жрецов и священников - не что иное, как выведение религии как противовеса матриархату из-под женской власти...
Основная проблема нашего биологического вида порождена его преимуществом. Он слишком быстро развивается в техническом и информационном направлении. Настолько быстро, что под это развитие не может подстроиться, угнаться за ним не только биологическая эволюция нашего вида, наших инстинктов, но и эволюция культурно-религиозного компенсационного механизма, служащего для компенсации отставания биологической эволюции от техническо-информационной.
Поэтому развитие общества либо происходит скачками от бурного расцвета до упадка и гибели, если культурно-религиозный компенсационный механизм не сдерживает развитие, либо общество стагнирует, топчется на месте, но живет долго, если культурно-религиозный компенсационный механизм сдерживает развитие. Примеры – вся история Человечества. Каждый социум идет своим путем практически на ощупь, компенсируя нежелательные проявления инстинктов и приноравливаясь к массе случайных факторов, таких как природные ресурсы, ландшафт, климат, соседи, национальные особенности и т.п. Человечество в результате на сегодняшний день образовало огромное число мало похожих друг на друга культур на различной стадиии развития. В том числе и явно тупиковых. Ниже разберем несколько наиболее интересных и близких нам примеров. Но общая черта одна. Для того, чтобы социум развивался или хотя бы просто не разваливался на мелкие пирамидальные иерархии типа племенных, должен существовать эффективный механизм, компенсирующий древние и уже не нужные, но по-прежнему очень активные инстинкты человека.
У культурно-религиозного компенсационного механизма, таким образом, есть 3 пути.
1. Разрешить обществу, науке, технике бурно развиваться, но когда общество перерастет компенсационный механизм – умереть вместе с обществом. Примеры: греко-римская античная языческая религия, а на современном этапе – католицизм и протестантизм.
2. Сделать науку элитной, храмовой и всячески препятствовать прогрессу и светскому образованию. Примеры: религия древнего Египта, католицизм в средние века, буддизм, ислам и другие юго-восточные религии.
3. Меняться, развиваясь вслед за обществом, техникой и наукой, по ходу дела подстраивая методы и формы воздействия на человеческие инстинкты под современные условия. Это с одной стороны сложнее, чем с тупым упорством отстаивать взгляды и понятия двухтысячелетней давности и оспаривать естественнонаучные знания. Но с другой стороны казалось бы, чего уж проще и рациональнее, не настраивать против себя все общество во главе с интеллектуальной элитой и родителями, не желающими, чтобы их дети получали ложные представления об устройстве мира, а приветствовать и использовать каждое научное открытие как доказательство величия Господа.
Этот путь и до сих пор не реализован в связи с тем, что не хватало понимания работы инстинктов людей и влияния их на жизнь общества. Религия чаще формировалась либо спонтанно на ощупь, либо как обобщение практического опыта предков, либо в угоду текущей политической ситуации. А жаль. Можно было бы избежать большинства проблем Человечества.
Рис.10. Половые подструктуры иерархии большого племени.
Итак. Религия есть набор правил и ритуалов, созданных в качестве противовеса животным и специфическим человеческим инстинктам (т.н. страстям) для адаптации поведения и состояния человека к нехарактерным для его биологической организации условиям крупного социума. В качестве супердоминанта для давления на человека через его иерархический инстинкт (в качестве страшилки) религия использует образ какого-нибудь бога (богов). Одной из основных функций (величайшей функцией, если быть точным) религии является противодействие чрезмерному доминированию женщин в нехарактерных для существования живого существа условиях сытости и безопасности. С религией тесно связана культурная традиция, позже закрепленная в виде законов, дополняющая и дублирующая функции религии. Обычно закон и традиция берут на себя регламентирующую и карательную функцию, а религия – текущую повседневную, в том числе индивидуальную работу с людьми. Без религии, нейтрализующей первобытные животные инстинкты индивида, общество существовать не может, быстро деградирует и распадается на пирамидальные первобытные иерархии.
Религия дает отдельным людям набор правил и алгоритм поведения, необходимые для выживания общества в целом.
Эта функция компенсации и нейтрализации вредных инстинктивных программ касается не только отношений между мужчиной и женщиной. Наблюдя за животными, например за стайкой воробьев, когда мы кормим их хлебом, мы замечаем, что как только один из них завладел крошкой, другие тут же пытаются ее у него отнять. Это - инстинктивное животное поведение. Однако представим себе на минуту, что так ведут себя все люди вокруг нас. Представили какой бардак с поножовщиной начнется? Для того, чтобы этого не произошло, религия дает людям заповеди «не убий, не укради». То есть создает психологический барьер, не позволяющий красть. Чистый правовой запрет в отсутствие в пределах прямой видимости полицейского работать просто не будет.
Таким образом, усилия каждого человека оказываются направлены не на вредный для социума путь – отъем ресурсов друг у друга, а на полезный – создание ресурсов и отъем их у окружающей среды. Это делает социум гораздо эффективнее и жизнеспособнее (сильнее и богаче).
Поэтому непонимание роли религии в жизни общества, практическое уничтожение религии в «просвещенных» странах гибельно для этих стран. Хоть и есть пока запас плавучести, но в трюмах полно воды, корабль тонет. Религия при всех ее недостатках, противоречиях с научными представлениями об окружающем мире и кажущихся противоречиях со здравым смыслом, кровно необходима для поддержания жизнеспособности общества.
Да и вообще нельзя всерьез сравнивать религиозные и научные представления. Та же Библия – это книга, написанная два тысячелетия назад. Она написана так, чтобы убедить живших тогда невежественных людей, а не современных физиков ядерщиков. Поэтому состоит из образных, понятных тогдашнему человеку историй, странных для нас по форме, но содержащих конкретный смысл, полезную информацию. Например, были города Содом и Гоморра, где люди жили, руководствуясь животными инстинктами, а не культурно-религиозными правилами. В результате города погибли. Или, например, мужчина Адам не подумал, принял не самостоятельное решение, а исполнил решение женщины о срывании запретного плода. В результате у него и у его потомства возникли глобальные проблемы. Или, например, есть Дьявол (Зверь), он обладает некоторой властью над людьми, животными чертами (интуитивно всегда была понятна связь дьявола и животного мира поэтому животная природа инстинктов отразилась в облике Дьявола: рога, хвост, копыта) и соблазняет человека следовать животным желаниям, подчиняться животным инстинктам. Если поддаться соблазну, то сначала будет приятно, но потом будут очень большие проблемы, так что лучше его не слушаться. И т.д. Все очень просто, понятно, рационально. Или, например, пришел Иисус. Он говорил, что нужно не потакать животным инстинктам, а наоборот, подавлять их и заботиться о других людях. Тогда всем будет лучше. А раз он сын Бога, и доказал это, значит нужно его слушаться, иначе будут проблемы. Кстати, даже пришествие Иисуса с точки зрения науки об инстинктах можно объяснить, нисколько не противореча религии. Например, так: Создатель, так как он сам создал человека, прекрасно осведомлен о его инстинктах, так как сам его проектировал. Однако, люди стали жить не маленькими общинами, для которых Создатель их проектировал, а крупными сообществами. Поэтому Создатель, желая помочь им, направляет своих посланцев (Иисус), которые объясняют людям, как нужно жить, чтобы это несоответствие не стало критическим. Религия не могла логично объяснить почему это заниматься беспорядочным сексом или объедаться - плохо, ведь это же так приятно. Или почему нельзя в обществе ставить женщину выше мужчины. У священников не было этих знаний, но был опыт поколений, в памяти был свеж печальный опыт Рима. Все видели, что в Риме чревоугодничали, развратничали, убивали ради забавы гладиаторов и т.д. И Рим пал, ничего его не спасло. Поэтому опыт передавался как набор достаточно очевидных на тот момент правил и запретов, поддерживаемых авторитетом Бога. Этого было вполне достаточно. Но вот прошло два тысячелетия, и хотя печальная участь Рима позабылась, никого не убеждает, многие перестали верить в Бога, но зато теперь мы стали несколько умнее, ученые этологи объяснили нам, что такое инстинкты и как они работают у человека. Теперь мы все можем объяснить логически открытым текстом без иносказаний. И возможно, даже исправить свои ошибки.
Но вернемся к отношениям между полами. Племен, как мы уже отметили, было великое множество, обитали они в различных условиях, и следовательно, каждое развивалось по своему собственному пути. И путь зависел от игры нескольких факторов, таких, как генотип, природные условия, окружение и культурно-религиозный механизм. Одни народы быстро развивались и быстро исчезали, другие образовывали мощные государства, достигали невиданного могущества и тоже исчезали, третьи достигали определенного уровня , останавливались в своем развитии и стагнировали веками без изменений. У Гумилева есть очень интересная попытка описать этот процесс. Книга «Ритмы Евразии». Четвертые не развивались вовсе и застыли в виде первобытных племен, сохранившись на территориях, на которые не претендовали более сильные народы. Образовав своеобразный музей тупиковых бесперспективных культур, где изредка можно откопать даже такую экзотику, как настоящие матриархальные племена. В итоге в результате тысяч лет естественного отбора на планете сложилось множество культур. Но любая из этих культур, как бы она ни пыталась компенсировать доминирование женщин, все равно основана на биологическом принципе незаменимости самки и занимается прежде всего обслуживанием помещенных в самое сытное и безопасное место женщин и их детородной функции. Тут и бесчисленные культы женщины-матери, и культурные традиции, и религиозные табу, и законы, и медицинские, и социальные правительственные программы защиты материнства, и системы воспитания детей в духе почитания и защиты женщин. Все служит прежде всего женщинам, их безопасности и благополучию. И уже потом – благополучию их потомства. Таким образом, в любом обществе, в любой стране, что бы там ни было написано в ее священных книгах о главенстве мужчины, а в конституции о равноправии граждан, де-факто, женщина является самой привилегированной единицей человеческого общества. И если даже мужчина ей по закону чего-то не очень-то должен как гражданин, то он обязательно ей должен гораздо больше, чем она ему как мужчина (уступать), как военнообязанный (защищать), как муж и отец детей (содержать). Все это закреплено законами (о всеобщей воинской обязанности, мужчин, разумеется), судебными прецедентами (преимущество в получении прав опеки над ребенком в случае развода, например) и культурной традицией (мужчина должен почитать женщин и заботиться о них). Даже то, что это зачастую противоречит принципу равноправия и конституции, никого не волнует. Что такое какая-то конституция по сравнению с законами природы? Но чтобы не допустить гибельного матриархата, в качестве противовеса в сбалансированных обществах мужчинам даны и некоторые преимущества. Некоторые дополнительные права. Рассмотрим некоторые из них.
1. Физическое воздействие.
Если естественным биологическим преимуществом женщины является способность манипулировать мужчиной, используя психологические приемы и свою сексуальную привлекательность, то естественным преимуществом мужчины является физическая сила. В большинстве сбалансированных культур применение мужчиной к женщине физического воздействия поощряется. Например, в «патриархальной» русской семье было принято «учить» жену. Даже плетка специальная существовала, так и называлась, «дура». Однако, женскому доминированию не так просто было противостоять, и женщины были не прочь сначала подчинив мужа психологически, сами применять физическую силу. И с этим нужно было бороться. Занималась регулировкой межполовых отношений как и положено, церковь. В России еще в 12 веке, если жена била мужа, то наказывали – мужа. Ст.40 Устава князя Ярослава Мудрого о церковных судах: "Аще жена бьет мужа, митрополиту 3 гривны". Учитывая, что гривна - около 200г. серебра, штраф ощутимый!
Считалось, и не без оснований, что битие укрепляет семью. Дело в том, что инстинкт самки заставляет женщину постоянно провоцировать мужчину, то есть зондировать на психологическую устойчивость и одновременно пытаться провести инверсию доминирования. Если он сдает позиции, то инстинкт идентифицирует мужчину как слабого нежизнеспособного, следовательно генетически неполноценного самца, отключает любовь и заставляет искать другого самца-производителя. Если же мужчина сопротивляется, применяя в ответ на психологическую провокацию физическое воздействие, то самочный инстинкт женщины идентифицирует его как сильного, генетически перспективного самца, от которого нужно иметь потомство. Так объясняется очень распространенная в супружеских парах «парадоксальная» ситуация, когда муж бьет жену, а она его любит.
"Припоминая этот случай отцу в Киеве, я спросил его, неужели супружеская любовь прежде выражалась побоями?
— А как же иначе? Подумай, от кого тебе тяжелее неприятность, от человека тебе близкого или от постороннего?
— Конечно, от близкого.
— На неприятность от постороннего я и внимания не обращу, а огорчение от близкого хватает за сердце. А кто же может быть ближе жены? Если я не обращаю внимания на ослушание или грубые слова жены, значит меня не трогают ее неприличные поступки, значит я имею к ней чувства, как к чужому человеку. Мы жили по Писанию: Бог сочетает, человек не разлучает. Жена повинуется своему мужу, а муж да любит свою жену. Есть русская пословица — люби жену как душу, а бей ее — как шубу. Муж глава в доме, ему повинуются все, тогда только и порядок. Так, братец, жили наши деды, так жили и мы, и были счастливы".
Стогов Э.И. Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I. - М.: Индрик, 2003.
2. Регламентация отношений.
Была распространена также прямая регламентация отношений. Например, знаменитый "Домострой" отводил женщине в производственной единице системы «семья» роль топ-менеджера в пределах домашнего хозяйства, тыловой сферы. Мужу же предписывалось приводить ее действия в соответствие с общими и стратегическими задачами семейного производства. Теперь таким образом составляются должностные инструкции на предприятиях.
«Поучать мужу свою жену, как Богу угодить и мужу своему уноровить, и как дом свой хорошо обустроить, и всю домашнюю работу, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самой делать.
Подобает поучить мужу жену свою, с любовью и благорассудным указанием, жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии как душу спасти Богу и мужу угодить, и дом свои хорошо обустроить и во всем ему покоряться, и что муж укажет то с любовью принимать и творить по его указанию. Перво-наперво иметь страх Божий и телесную чистоту яко же ранее указано восстав с ложа своего сначала очистив себя и молитву совершив женщинам и девкам дело указать дневное, всякому рукоделию что работы дневные еду варить, и кому хлебы печь ситные и решетные, и сама бы знала как мука сеять как квашню приготовить и замесить и хлебы валять и печь и квасны и буханки и выпеклись, и калачи и пироги тоже, и сколько муки возьмут и сколько испекут и сколько чего получится из четверти или из осьмины или из решета, и сколько высевков и сколько испекут меру знать во всем а еду мясную и рыбную, и всякие пироги и всякие блины и всякие каши и кисели и всякие приспехи печь и варить все бы сама государыня умела, тогда умеет и слуг научить, и все сама знает а коли хлебы пекут тогда и платья моют тогда с одной топки печи и дровам не убыточно, и приглядывать как красные рубашки моют и лучшие платья, и сколько мыла идет и золы и на сколько рубашек, и хорошо ли вымыты и пропарены, и начисто выполосканы и высушены и сложены, и скатерти и убрусы и ширинки и утиральники также. И всему счет самой знать и отдать и взять все сполна, и бело и чисто. А ветхое хорошо бы зашито, оно сироткам пригодится а коли хлебы пекут, того же теста велеть взять и пирогов наделать а коли пшеничное пекут и семье из межьситки велеть пирогов зьделать в скоромные дни скоромною начинкою какая случится а в постные дни с кашею или с горохом или с соком, или репа или грибы или рыжики, или капуста что Бог пошлет, будет семье радость, и всякую бы пищу и мясную, и рыбную и всякои приспех скоромнои и поснои жена сама бы знала и умела зделать и слушку научить то государыни домовная, и домоводицы добрые и то бы знала же пивнои медовои и виннои и бражнои кваснои и уксуснои, и кислаштянои и всякои обиход как делают, и повареннои и хлебнои, и в чем что родится, и колко ис чево будет коли все знает, доброго мужа наказанием и грозою, и своим добрым разумом ино все будет споро и всево будет много, а которая женьщина или девка рукодельна и тои дела указати рубашка делати, или убрус брати, или ткати или золотное или шелковое пяличное дело и которая чему учена того всего досмотрити, и дозрети и всякои мастери самои прядено, а тафта и камка и золото и серебро отвесити и отмерити, и сметити, и указати сколко чего надобно, и сколко чего даст и прикроити и примерити самои все свое рукоделие знати а малых девок учити которая чево пригоже а мужним женкам которые черное дело делают избу топят и хлебы пякут и платья моют тем лен дают на собя и на мужа и на дети прясти а одиная жоночка или девка на государя лен прядет, а изгребии и начеси на собя или как пригоже а все бы ведала сама государыня которои дело какое дасть колко чево даст и колко чево возмет и сколко чево зделает кто днем много ли мало и сколко ис чево выидет то бы сама все знала и в счете бы было все, а сама бы государыня отнюд никако же, никоторыми делы опрично немощи без дела не была ино и слушкам на нее смотря повадно делати муж ли придет гостья ли обычная придет всегды бы над рукоделием сидела сама то еи честь и слава и мужу похвала, а николи же бы слуги государыни не будили государыня бы слуг будила, а ложася бы спать всегды от рукоделия молебная совершив.»
То же самое по сути, но более современное издание. Журнал "Домашнее хозяйство" (США), 13 мая 1955 г. Руководство для хорошей жены:
* Держите ужин наготове. Спланируйте заранее, даже предыдущим вечером, приготовить вкусные блюда к его приходу. Это продемонстрирует то, что вы думаете о нем и беспокоитесь о его нуждах. Большинство мужчин голодны, когда приходят домой и перспектива хорошего ужина (особенно если это его любимое блюдо) -
необходимая часть теплого домашнего уюта.
* Приготовьте себя. Отдохните 15 минут, чтобы освежиться к его приходу. Оправьте одежду, вплетите ленточку в волосы: будьте свежи и веселы к его приходу.
* Будьте веселым и интересным собеседником. Он нуждается в подъеме настроения после утомительного дня, и обязанность жены обеспечить это.
* Приберите дома. Обойдите комнаты перед его приходом ? убедитесь, что все чисто.
* Уберите учебники, игрушки, газеты. Протрите столы от пыли.
* В холодные месяцы - разведите огонь в камине. Ваш муж почувствует, что достиг оазиса отдыха и порядка, и возрадуется. Кроме того, забота о его комфорте доставит вам огромное личное удовлетворение.
* Позаботьтесь о детях. Маленьких детей умойте и вымойте им руки, причешите их и, если это нужно, переоденьте. Дети - это маленькое сокровище, ему будет приятно увидеть их в соответствующем виде. Соблюдайте тишину. К его приходу, выключите мойку, сушилку и пылесос. Постарайтесь убедить детей не шуметь.
* Будьте счастливы видеть его.
* Приветствуйте его теплой улыбкой и покажите искренне желание порадовать его.
* Выслушайте его. У вас может быть много важного сообщить ему, но не делайте это в момент, когда он вернулся. Дайте сначала высказаться ему - помните, его темы для разговора важнее ваших.
* Сделайте этот вечер его вечером. Никогда не жалуйтесь, если он пришел поздно, или ужинал и развлекался без вас.
* Ваша задача: гарантировать, что дом - место спокойствия, порядка и мира, где ваш муж сможет воспрять духом и телом.
* Не вываливайте на него ваши жалобы и проблемы.
* Не жалуйтесь, если он опоздал на ужин или вообще не пришел ночевать.
* Отнеситесь к этому, как к мелочи по сравнению с тем, что он перенес днем.
* Создайте ему комфорт. Усадите его в удобное кресло или уложите его на кровать.
* Имейте наготове прохладительный или теплый напиток для него.
* Поправьте ему подушечку и предложите снять его ботинки. Говорите тихим, успокаивающим и приятным голосом.
* Не задавайте вопросов о его действиях и не сомневайтесь в его суждениях. Помните, он - глава семьи!
Подобные документы, предписывающие мужчине выполнять внешние функции добытчика и защитника, а женщине – внутренние функции репродукции и тылового обеспечения семьи, мы находим практически в любой культуре. Это просто отработанная тысячелетиями технология нормального существования общества и максимально эффективного взаимодействия мужчины и женщины как партнеров по совместному бизнес проекту «семья».
3.Система воспитания.
Воспитание детей, подготовка их к выполнению их полоролевых функций также являлась естественным противовесом матриархату. Девочек готовили к внутренней функции. И разумеется, естественным, лучшим местом обучения являлся собственный дом, где на примере старших женщин получала необходимые ей в будущем навыки ведения домашнего хозяйства а также не менее необходимые навыки манипулирования мужчинами. Обучение мальчиков внешней ролевой функции проводилось больше вне дома. В крестьянской семье отец брал сына с собой в поле. Купец – в лавку. Или сын обучался в специально организованном учебном учреждении(школа, гимнасий, университет, и т.п.). Таким образом, зоны компетенции полов были предопределены их подготовкой. Наибольшая эффективность обучения мальчиков достигалась при полном выведении их из под женского контроля и проведения обучения учителями мужчинами. Примерами служат та же античная Спарта и Великобритания. В обоих случаях мальчикам целенаправленно прививали навыки и качества, необходимые для добытчика и воина. Про Спарту мы уже говорили. Великобритания же также благодаря системе воспитания мальчиков, принятой в классических английских школах интернатах, в течение длительного исторического периода успешно конкурировала и воевала с державами, обладающими значительно большими, чем она ресурсами. Не удивительно, что в результате весь мир теперь общается преимущественно на языке одного острова.
4.Распоряжение имуществом.
Естественно также, что распоряжение имуществом и наследование осуществлялось во многих (хотя, далеко не во всех) культурах только по мужской линии. Это давало мужчине возможность принимать решения и контролировать ситуацию в области своей компетенции. Впрочем, интересы женщины были превыше всего, и мужчине вменялось в обязанность содержать ее. Кроме того, практиковался некий страховочный женский фонд, который оплачивался либо отцом, либо мужем (приданое, калым) и законодательно оговаривалась доля имущества женщины при разводе. Например, в некоторых странах, где все имущество достается при разводе мужу кроме личных вещей и украшений жены, муж либо обязан дарить жене золотые украшения, либо давать на них деньги. Женщина никогда не остается в обиде. Ну и естественно, пока управление имуществом включало в себя защиту этого имущества и тяжкий опасный труд по его преумножению, женщины и не думали претендовать на эту функцию.
5. Политическая и общественная деятельность также традиционно являлись преимущественно мужской зоной компетенции, и женщины могли влиять на общественный уклад не напрямую, а только через своих мужчин. Впрочем, при необходимости делались многочисленные исключения. Мировая история знает множество императриц, королев, бизнесвумен (например, любая средневековая дворянка, владевшая землей, являлась, выражаясь современным языком, боссом агрофирмы),цариц и т.д. Строго говоря, это не являлось мужской привилегией, а лишь функцией представлять интересы семьи или клана при решении общих вопросов (оборона, местное самоуправление и т.п.).
6. В высших слоях общества, где уровень сытости и безопасности, а следовательно и стремление женщин доминировать, а следовательно и материальные риски были особенно высоки, были выработаны дополнительные брачные традиции. Здесь и традиция мужчине жениться в более зрелом возрасте. Мужчина должен быть уже состоявшимся, старше и уверенней в себе, чтоб не попасть под каблук жены. Здесь и традиция свадебного путешествия. Первенец, наследующий имущество мужа, должен быть рожден от мужа, а не от любовника, поэтому женщину лучше увезти подальше, где она ни с кем не знакома.
7. Надо всем этим стояла и управляла религия – главный компенсационный механизм.
Все это вместе препятствовало чрезмерному распространению доминирования женщин на все общество, сохраняя его от деградации и гибели. То есть служило противовесом матриархальной тенденции развития общественных отношений, хотя по большей части было организовано больше для того, чтобы поместить женщин в самое теплое, безопасное и сытное место – возле домашнего очага. Естественно, что женщины и не думали возражать против такого положения вещей и не рвались ни на войну рубиться с врагами, ни махать киркой в каменоломне, ни охотиться на мамонта. Все самые трудные и опасные функции возлагались на мужчин.
Итак. Наш биологический вид формировался, когда люди жили немногочисленными сообществами. Семья, небольшое племя. То есть в наших врожденных инстинктах закреплены поведенческие стереотипы, необходимые для выживания в условиях немногочисленной группы в окружении дикой природы. Слишком быстрое по биологическим меркам укрупнение и усиление человеческих сообществ вследствие бурного развития материальной культуры и технологий в последние несколько тысячелетий породило нехарактерные для нашего вида условия существования. А именно - сытость и безопасность в условиях крупного социума. У человека не было эволюционного времени, чтобы приспособиться к этим нехарактерным для него условиям методом закрепления полезных свойств и поведенческих элементов во врожденных инстинктах. Поэтому он приспособился методом формирования культурной традиции, дублируемой и поддерживаемой религией. Следовательно, уничтожение культурной и религиозной традиции сразу же приводит к ситуации, когда древние инстинкты вступают в конфликт с нуждами общества. Общество в результате теряет стабильность и гибнет. Остатки социума поглощаются соседями.
Мы знаем из курса биологии, что самки одного вида не так сильно различны между собой как самцы. Природа экспериментирует на самцах, сохраняя в самках ценные качества, способствующие выживанию вида в целом. Поэтому рассмотрим структуру мужской части населения небольшого племени в окружении дикой природы. В жестких условиях борьбы за выживание действует всем известный суровый закон: «выживает сильнейший». Не нужно быть гением, чтобы понять, что размножается тоже он – сильнейший. То есть в условиях нашего древнего племени это – высокоранговый сильный агрессивный уверенный в себе самец, который быстро, уверенно и умело орудует каменным топором. То есть потомство несет его гены, его признаки. Таким образом, в племени будут преобладать агрессивные уверенные в себе активные смелые мужчины. Слабаков будет очень немного. Их либо съедят пещерные медведи, либо ни одна женщина племени просто им не даст. (Да простит меня читатель за простонародное выражение.) А так как инстинктивные поведенческие программы миллионами лет отлаживались именно для этих условий (небольшого племени в окружении дикой природы), то выживает и размножается тот, у кого эти программы хорошо работают, так называемые высокопримативные особи.
Рисунок 11. Структура мелкого племени.
Однако с ростом, особенно с сильным ростом социума, ситуация меняется в корне.
Прежде всего, вождь уже не может единолично управлять племенем. Слишком много людей. За всеми не уследить. Просто не хватает времени. Возникает потребность в людях – передатчиках функции власти, чиновниках. Однако, чиновник должен подчиняться вождю, то есть быть не слишком крут. Но тогда его не будут слушаться те, кто круче его. Возникает противоречие. Общество перестает нуждаться в агрессивных мужчинах с ярковыраженным иерархическим инстинктом, в высокоранговых высокопримативных самцах. И начинает от них избавляться. Мы видим этот процесс и сегодня. Один человек, например, видя жетон полицейского, демонстрирует подчинение, видя в нем представителя власти. Другой же, видя в нем лишь самца, претендующего на более высокий ранг в стадной иерархии, чем у него самого, идет на конфликт и хватается за оружие. От таких индивидов общество избавляется, изгоняя, убивая либо изолируя.
На охоте и на войне оказываются более востребованы и более эффективны мужчины, которые четко и слаженно действуют в составе большого отряда, подчиняясь приказам командира, а не индивидуальные неуправляемые герои-одиночки. Мы знаем, например, что македонская фаланга, совершившая революцию в военном деле и обеспечившая Александру победоносное шествие по всему античному миру, оказалась в разы эффективнее простого скопища солдат, порознь ведущих индивидуальный бой (описанный, например, Гомером в «Илиаде») которое представляли собой все тогдашние армии. И секрет этой эффективности именно в технологичности, слаженности совместных действий воинов.
В повседневной жизни происходит то же самое. Высокоранговые высокопримативные агрессивные неуправляемые мужчины, образно говоря, несостоявшиеся вожди древних племен, оспаривающие в детстве власть учителей, а потом – государственных чиновников и совершающие асоциальные поступки превращаются в преступников, изгоняются, уничтожаются и постепенно вытесняются мужчинами, способными держать под контролем собственные иерархические инстинкты и учитывать в своих действиях интересы других людей и социума в целом. То есть неагрессивными средне – и низкоранговыми либо высокоранговыми низкопримативными особями. Таким образом, в результате естественного отбора и искусственной селекции структура мужского населения принципиально меняется. Агрессивные неуправляемые индивиды замещаются спокойными, законопослушными и даже альтруистичными. Положение же в общественной иерархии определяется теперь не агрессивностью и неуправляемостью, а количеством ресурсов, то есть богатством. То есть говоря простым языком, вчерашний крутой с укрупнением и повышением «цивилизованности» общества становится лузером, а вчерашний лузер выбивается наверх. При попадании этих же людей в «дикие» условия, например, в условия мест лишения свободы, иерархия снова выстраивается по первобытному типу. Доминирующее положение занимают агрессивные неуправляемые (уголовники), а вчерашние начальники опускаются на дно иерархической пирамиды. Этот процесс мы можем легко проследить по произведениям А.Солженицина, например. Или вспомнив свою так называемую «армейскую службу» в условиях «дедовщины».
Итак, с переходом от дикого общества к цивилизованному происходит инверсия структуры общественной иерархии и генофонда индивидов социума по признакам управляемости и агрессивности (примативности и ранговому потенциалу в первобытном понимании).
Рисунок 12. Структура крупного старого социума.
Таким образом, состав «дикого» малочисленного пирамидального социума и «цивилизованного» общества принципиально различен. Этим, в частности, объясняется невозможность построить «цивилизованное» общество в «дикой» стране. Население попросту имеет генотип, не соответствующий такому типу общества. По этой же причине пришельцы из «диких» социумов не могут вписаться в жизнь «цивилизованного» общества, а образуют внутри него чужеродные пирамидальные иерархические структуры типа мафиозных банд, ослабляющие цивилизованное общество в целом.
Все это с одной стороны делает цивилизованное общество значительно более эффективным по сравнению с диким, но с другой стороны несказанно усложняет отношения между полами. Дело в том, что самочный инстинкт женщин, сформировавшийся за миллионы лет эволюции биосферы планеты, естественно, остается неизменным. Он не знает, что генетически перспективным и успешным самцом теперь является умный купец, имеющий свой флот или «ботаник» - программист в очках. Для самочного инстинкта генетически перспективным по-прежнему является агрессивный неуправляемый самец. Как-то раз я спросил у одной девушки: «Почему тебе не нравятся хорошие порядочные парни, а нравятся буйные недоумки?» «Потому, что с ними кайф.» - не задумываясь ответила она. Ну что же, теперь мы наконец-то знаем, почему школьницы влюбляются в хулиганов двоечников, игнорируя умных положительных одноклассников, которые объективно и лучше, и интереснее, и перспективнее…
Чтобы уберечь молодую женщину от неправильного выбора ее самочного инстинкта, в сбалансированных культурах молодые пары формируются старшим поколением, чаще всего – родителями руководствуясь тем же принципом, что и при селекции животных – по жизнеспособности и продуктивности. Такое образование пар не «по любви», а по «родительскому благословению» позволяет поддерживать качество человеческого материала на достаточно высоком уровне, хотя и требует некоторых эмоциональных издержек. Такая практика широко существовала и в дореволюционной России.
Современные цивилизованные женщины с самочным инстинктом, не удовлетворенным «качеством» соплеменных самцов, предпочитая их в качестве мужей и спонсоров, эмоций и секса зачастую добирают с мужчинами с преобладанием «нецивилизованной» крови. Классикой стал, например, секс-туризм россиянок в Турцию. Во времена Советского Союза женщины с той же целью ездили на Кавказ. Достаточно посмотреть, какими глазами пожирают белые женщины негров в стрип барах и клубах, чтобы все понять. И действительно, во всем их внешнем виде, осанке, походке, выражении лица, внутренней уверенности в себе, фигуре образ сильного самца угадывается гораздо в большей степени, чем в озабоченном облике неуверенного в себе белого мужчины.
Женщине цивилизованного общества оказывается очень непросто найти мужчину, который являлся бы сильным самцом в первобытном смысле и одновременно в современном, да еще имел бы возможность и желание обеспечивать женщину и детей. Таких в реальной жизни просто не бывает, это совершенно разные мужчины с противоположными взаимоисключающими свойствами. Несостоявшиеся вожди древних племен, те самые хулиганы и двоечники, в которых влюбляются девочки в школе, в современном обществе становятся чаще всего уголовниками и алкоголиками. И если и сохраняют сексуальную привлекательность для простых высокопримативных женщин, то уж точно не имеют ни желания, ни возможности их обеспечивать. А успешные специалисты и менеджеры с большими доходами не имеют той агрессивности, неуправляемости и независимости, которая является для самочного инстинкта критерием сексуальной привлекательности и генетической перспективности.
Таким образом, женщины зачастую достигают своего идеала не путем нахождения единственного мужчины, удовлетворяющего все их потребности, а путем подбора для себя как они это называют, «комбинированного мужчины» в нескольких лицах. Один обеспечивает интеллектуальные и духовные потребности («с ним интересно»), другой – сексуальные потребности («с ним – классный секс») третий – материальные («мой козел») четвертый – эмоциональные («любимый»). Второй и четвертый чаще всего совмещены. Вспомнилась старая поговорка: «у купчихи есть муж для обеспечения, приказчик для тела и гусар для души».
Домашнее задание. Попробуйте угадать, кто из мужчин, составляющих «комбинированного мужчину» будет биологическим отцом потомства женщины, а кто будет оплачивать его воспитание.
Итак. С укрупнением, развитием и старением социума нарастает трудноустранимое противоречие. С одной стороны интересы социума требуют ослабления мужчины по сравнению с его «диким» предком. С другой – это ослабление снижает его привлекательность для женщины в качестве сексуального партнера и отца детей а также облегчает самочное доминирование. В конце концов, наступает момент, когда это противоречие становится настолько глубоким, что компенсационные механизмы не справляются, общество скатывается в матриархат и демографический спад. Деградирует и вымирает.
Особенности современности.
Таким образом, сегодня на планете существует множество различных человеческих культур, имеющих свои особенности, определяемые расовыми различиями, различиями природных условий культурно-религиозной традиции. Каждая имеет свою историю и находится на какой-то своей стадии развития. Очень кратко разберем несколько примеров.
Запад.
Католическая культурно-религиозная традиция с хорошо организованной сильной структурой церкви с одной стороны достаточно эффективно смогла противостоять врожденным человеческим инстинктам (страстям, как их принято называть на бытовом языке), а с другой стороны – до поры до времени не очень сильно сдерживала и даже стимулировала развитие производительных сил общества и экспансию культуры. Что в совокупности с обилием природных ресурсов и умеренным климатом Европы вызвало бурное развитие христианской цивилизации. Позже католичество было частично вытеснено более либеральными протестантскими конфессиями, что еще больше ускорило экономическое развитие соответствующих стран. В итоге уровень технологий и материальной культуры вырос настолько, что жизнь стала достаточно безопасна и сытна. Но западные христианские протестантские конфессии совершили роковую для общества ошибку – предоставив большую свободу личности, перестали контролировать, отпустили животные инстинкты людей. Это привело, к тому, что интересы индивида (личности) стали превалировать над интересами общества в целом. Параллельно развитие медицины и фармацевтики привело к тому, что женщина получила возможность не рожать детей. То есть она получила реальную экономическую возможность обходиться без мужчины. Это привело не только к естественному падению статуса мужчины в обществе, но и к целенаправленному его снижению государством в союзе с феминизмом. По сути государство объединилось с женщинами против мужчин.
Отношения - это всегда столкновение интересов. В том числе, отношения между полами. В традиционной семье в условиях борьбы за существование женщина в принципе не могла обходиться без мужчины, так как одновременно заниматься потомством и добычей очень сложно. Поэтому был достигнут некий разумный баланс интересов мужчины и женщины. Теперь, когда женщина может обходиться без мужчины, она получила возможность и естественно не замедлила начать жестко торговаться на сексуально-брачном рынке, параллельно воспитывая мужчин слабыми, чтобы обеспечить себе гарантированное преимущество. Была развязана так называемая «война полов». В итоге разрушения традиционной системы отношений между полами была нарушена репродуктивная функция человеческого общества. Практически во всех развитых странах возник демографический кризис. Попросту, женщины вместо того, чтобы рожать детей, предпочитают бороться за отъем материальных благ у ослабленных мужчин, используя для этого мощь государственной машины. Институт семьи практически уничтожен. Прекратив рожать детей, западная эмансипированная женщина по сути перестала быть полноценной самкой, так как не выполняет своей основной функции – воспроизводство вида. Однако благодаря матриархальному воспитанию мужчин и массированной феминистической пропаганде ей удалось не только сохранить свои привилегии самки, но и добиться значительного преимущества в правах, не взирая на прописанное конституционное равенство. Подробно все эти вопросы мы разберем в соответствующих главах книги. Чтобы хоть как-то скомпенсировать потерю численности населения, западные правительства вынуждены принимать огромное число мигрантов из стран, где религия и культура пока не уничтожены матриархатом, следовательно люди успешно размножаются. Однако проблемы эти меры не решает, так как генотип мигрантов не соответствует типу западного общества, и они в основном, действуют на него как деструктивный фактор. Точно такая же ситуация была в Римской Империи незадолго до гибели. Для компенсации недостаточной рождаемости инородцам давалось гражданство Рима и из них комплектовались войска.
Так как в западном обществе отношения собственности существуют достаточно давно, то отнять собственность у другого человека не так то просто. Поэтому достаточно широко распространены браки с заключением брачного контракта, где заранее оговариваются материальные условия существования пары. Например, партнерский тип взаимоотношений.
Как-то раз наблюдал я следующую сценку. Поезд Екатеринбург-Москва. Купейный вагон. Посадка. Заходит русская семья. Муж затаскивает тяжелые сумки и чемоданы в вагон, распихивает их по полкам в купе. Жена стоит и руководит, не притрагиваясь ни к чему тяжелее своей дамской сумочки. Даже и не думает помогать мужчине. Заходит американская семья. Муж, жена и 2 девочки-подростка. Все нагружены вещами равномерно. Ту же операцию проводят сообща, все работая наравне как слаженная команда. Так выглядят со стороны партнерские отношения в браке.
Или вот еще. Однажды, гуляя по Парижу я решил внимательно присмотреться к молодым парам. И вот что я заметил. В подавляющем большинстве молодых «белых» пар, встреченных на улице, мужчина играет подчиненную роль. В меньшинстве - партнерскую. В смешанных парах «негр-белая» - мужчина играет доминирующую роль. Смешанных пар «негритянка-белый» - не встретил вообще. Вывод прост: француженки воспитывают своих мужчин уже настолько слабее себя, что их самочный инстинкт не воспринимает их за полноценных самцов, следовательно ни рожать от них, ни любить их уже не могут. А негритянки вообще их в качестве самцов не воспринимают. И дело вовсе не в необычных природных сексуальных возможностях негров, как принято считать в народе, а в том, что они гораздо больше соответствуют тому образу сильного самца, который встроен в женский инстинкт, чем ослабленный «цивилизованным» воспитанием белый мужчина. Пару «белый – азиатка» видел лишь один раз, причем видно было, что девушка откровенно издевается над своим спутником. Что интересно, в большинстве встреченных молодых итальянских пар юноши пока доминируют. Возможно - за счет остатков влияния католичества на воспитание. Однако, судя по статистике разводов и демографическому спаду, итальянки очень быстро справляются со своими мужчинами после образования стабильной пары.
Понятно, что через несколько десятков лет коренных европейцев останется очень мало, причем каждый молодой будет наследовать собственность нескольких умерших родственников, что приведет к концентрации капитала у этнического меньшинства. Одновременно возрастет число нищих мусульман. Разумеется, в какой-то момент нищие мусульмане захотят передела власти и собственности. И вот тогда Косово и Чечня покажутся детской игрой в песочнице. Этнических европейцев просто вырежут. Все произойдет в соответствии с биологическим законом, который мы узнали из предыдущих глав. Зараженное матриархатом общество погибнет, а территория и материальные ценности достанутся носителям сбалансированной культуры. И дальше историко-биологический процесс пойдет по тому же сценарию. На территории Европы возникнет несколько пирамидальных иерархических структур. Под патронажем Ислама, разумеется. Объединенный Европейский Халифат, или что-то вроде того.
Юго-восток.
Здесь сохранилась старинная клановая структура общества. Социальная иерархическая пирамида состоит преимущественно не из отдельных личностей, а из кланов. Положение человека в обществе очень сильно зависит от того, к какой семье или клану он принадлежит. Невысокий уровень жизни и агрессивность соседей приводит к тому, что значимость мужчины как защитника и добытчика очень высока. Поэтому полоролевые функции распределены четко. Общество сбалансировано. Как следствие – высокая рождаемость. Сильные религиозные и культурные традиции Ислама в целом справляются с не сильным пока женским давлением, но с другой стороны - препятствуют развитию производительных сил. Аборты и контрацепция либо прямо запрещены, либо нейтрализованы средствами пропаганды. Институт семьи поддерживается на всех уровнях. Управление мужчиной осуществляется всеми женщинами клана совместно. Для этого он воспитывается как сильный активный агрессивный самец, но в духе верности клану, почитания и обеспечения женщин клана. Поэтому, даже живя за тысячи километров от родного дома, мужчина продолжает поддерживать связь с родственниками, отсылает родственницам деньги и дорогие подарки. Поэтому южные мужчины «красиво ухаживают», что так нравится нашим эмансипированным путешественницам. Если образуется пара между русской женщиной и южным мужчиной, то обычно русская пытается монополизировать управление мужчиной и его ресурсами. Это не устраивает женщин его клана, и они совместными усилиями влияют на мужчину таким образом, что пара распадается. Чаще всего они создают конкурентке имидж «плохой, низкой» женщины. Этот способ очень эффективен и позволяет женщинам удерживать мужчин, не смотря на сексуальную экспансию эмансипированных россиянок в южных курортных зонах. Раньше это был Кавказ, теперь – Турция. Положение женщины в обществе традиционно. Она находится в самом сытном и безопасном месте, занимается домом и детьми, обеспечена и социально защищена. И разумеется, не возражает против этого и посмеивается над западными женщинами как над дурочками, вынужденными сами зарабатывать на жизнь.
Как-то я увидел в магазине фильм ВВС о взаимоотношениях полов «Мужчина и женщина», аж на трех дисках, да и купил в надежде, что все уже кем-то описано, показано, и мне не нужно будет трудиться, писать эту книгу. Однако был в очередной раз разочарован. В частности, в фильме есть такой эпизод, где говорится об угнетенном положении женщин в исламских странах, но при этом как будто в насмешку над этими словами показывается, как женщина в чадре покупает массивные золотые украшения. Хорошенькое угнетение! Ни разу не слышал о рабах, имеющих собственный золотой запас.